ID
Имя

Проект
Локация

Год

Команда

Кураторы
Архитекторы:
1 мост
Света Зезюкина
Никита Моренов


2 мост
Идрис Сулиман
Иван Ратушный



3 мост
Трифон Миляев
Николай Пахомов

Инженер-конструктор:
Юрий Касацкий

Консультанты
Транспортный экспер:
Константин Трофименко
Краевед:
Федор Кноков



55
Мосты и Мостки

Воркшоп
Суздаль

2025



Участники
Архитекторы:
1 мост
Наталья Крымская
Анна Ильичева
Анастасия Разгильдеева

2 мост
Николай Потапенко
Артём Матвиенко
Татьяна Черепнева
Анна Варанкина


Андрей Кустов
Дмитрий Подлягаев
Анастасия Астраханцева

Исторически, мост у Ильинской церкви так или иначе был всегда
Мост среди всех инженерных сооружений по праву считается наиболее сложным, поскольку активно взаимодействует со всеми известными стихиями. Пересекая водную преграду (вода), опирается на грунт (земля), при этом подвержен сильнейшему воздействию ветра (воздух) и температуры (огонь). Вместе с глубокими знаниями законов механики архитекторы и инженеры обязаны учитывать множество разнообразных требований в перспективе многих лет: градостроительную политику, использование водоема для судоходства, текущие и будущие режимы эксплуатации набережных, количество и вид трафика на мосту, интеграция сооружения в существующую дорожную сеть, способы монтажа, доступность применяемых материалов, возможности обслуживания и ремонта, стоимость, архитектурная увязка с ландшафтом и существующими доминантами с учетом того, что сам мост создает очень новый контекст, который часто определяет архитектуру городов на годы вперед. Таким образом, сама идея о строительстве моста ставит перед городом и общественностью множество непростых вопросов, рождает дискуссию о прошлом, настоящем и будущем, о том, кто мы сегодня и кем мы хотим быть. Именно в результате этого трудоемкого диалога в рамках тысяч непростых ограничений и рождаются лучшие образцы архитектурной и инженерной мысли, достойные считаться визитной карточкой наших городов. Воркшоп «Мосты и мостики» ставил перед собой две главные цели – создание нескольких вариантов современных пешеходных мостовых переходов через р. Каменка, отвечающим современным и перспективным требованиям и, что еще более важно, - начало серьезной общественной дискуссии о развитии такого удивительного места, как Суздаль. На наш взгляд, в рамках очень сжатого времени нам удалось найти нетривиальные, смелые и в то же время деликатные решения мостовых переходов, которые уже вызвали широкую дискуссию, к которой мы приглашаем присоединиться и вас.










Его можно увидеть на фотографиях Прокудина-Горского, сделанных в Суздале в 1912
Позже, в советское время, когда Каменка стала менее полноводной, на место моста пришёл мосток - узкая полоска прямо над водой, позволяющая переправиться, но преграждающая путь по воде
Из-за нестабильного уровня воды в реке Каменке, в период половодья луга затапливались и доступ к этому мостку бывал ограничен. А затем он исчез окончательно – после очередного движения льда по реке.
Сейчас Ильинский луг продолжает исчезать под водой на несколько недель в году, превращая возвышенность Ильинской церкви в подобие острова. Прямо напротив высокой точки ,смотровой площадки у церкви, другой важный сюжет – Кремлевский Вал

Нашим естественным желанием стало объединение этих двух островов. Одновременно с соединением важных культурных сюжетов, мы заметили важность располагающихся рядом природных ‘объектов’. Ильинский луг - один из крупнейших заказников с редким разнообразием растений и птиц

Конструктивное решение нового моста наследует историческому примеру. Простой деревянный настил поддерживается рядом деревянным стоек, защищенных от влаги металлическими базами. Внимательно приглядевшись к фотографии старого моста, можно заметить, что у него лишь одна перила. Мы решили повторить этот мотив сделав перила по обе стороны различными : с одной простым деревянным брусом, удобным для руки, с другой – ограниченным тонкими металлическими тросами.



Определяя место для нового моста, мы решили вернуть историческую связь и проложить новый туристический маршрут по Валу к Ильинской церкви. Крестовая связь на плане становится перекрестным соединением высоких точек островов и низин лугов. Плавный спуск от Вала встречается над рекой со спуском от Ильинской церкви и продолжается к Ильинскому Лугу. Новая высота створа позволяет реке оставаться судоходной.



2 склона расположенные на высоте около 6 метров от уровня воды и на расстоянии более 100 м друг от друга. При этом оба склона принадлежат к объектам культурного наследия, в связи с чем было решено отказаться от большепролетной конструкции, которая потребует мощных устоев и серьезного внедрение в грунт. Предложенный вариант моста имеет небольшие деревянные пролеты до 10 м, множество легких стоечных опор, строительство которых не будет оказывать существенного влияния на склоны и архитектурные памятники. Вместе с тем, мост обеспечивает необходимое пространство по ширине и высоте для пропуска легкого речного транспорта. Сложностью данного варианта является необходимость устройства нескольких опор в русле реки. Предложенная конструкция опор (металлические цилиндрические сваи в русле реки и деревянное тело опор в надводной части) позволит осуществить недорогой монтаж и надежную эксплуатацию сооружения. Ключевой сложностью данного варианта моста является подбор параметров и конструкции русловых опор, которые должны обеспечивать надежность сооружения при воздействии ледовых нагрузок.
Мост к церкви Богоявления на улице Шмидта существовал в том или ином виде всегда. Он горел, гнил, разрушался, его сносило при половодье, но местные жители каждый раз его восстанавливали, пересобирали и адаптировали под новые нужды людей и города. Для таких временных мостов есть свое название – лава.
Не смотря на аутентичность и красоту существующего моста, у него есть очевидные недостатки: он узкий и не всегда удобный, не говоря о том, что он ежегодно разрушается и требует постоянного ремонта.
Современный мост - это сложное и дорогое сооружение, требующее много времени и согласований. А проблемы нужно решать уже сейчас. Изучив существующий мост, мы предлагаем довольно традиционное решение в виде ледорубов, которые по весне защитят деревянные опоры от ледохода.. Также можно укрепить и расширить деревянный настил для комфортного передвижения и параллельно строить новый мост.
Мост окружен важными архитектурными доминантами и является видовой площадкой для них: Торговые ряды, Ильинская церковь, ансамбль Церкви Богоявления и Рождества Иоанна Предтечи, связывает луг и будущее ДК, где уже сейчас проводятся различные фестивали, а также он необходим местным жителям как часть ежедневного маршрута.
Усиливая функцию нового моста как смотровой площадки, мы разворачиваем его исходя из основного пешеходного потока и формируя вид на Преподобенскую колокольню с одной стороны и с другой стороны - на прострел Ильинской церкви между ансамблем Богоявленской и Предтеченской церкви, тем самым формируя новую визуальную перспективу и ориентируя человека по его маршруту, ненавязчиво обращая его внимание на уникальные связи различных пространств в городе.
Также нам кажется необходимым и важным, работать со средой вокруг моста, и создать комфортную пешеходную среду с ограничением въезда машин по улице Шмидта (однополосная дорога, круговое движение) и отдать приоритет пешеходам, что поможет сделать центр города более безопасным и еще более прекрасным для прогулок!

В существующем контексте дерево представляется единственно возможным материалом. Как и прежде оно будет изменять свой цвет, текстуру и постепенно сливаться с ландшафтом.
Несущий элемент моста - это арка из девяти клееных брусов, соединенных металлическими поперечными связями. Общее сечение 1x0.9м

Настил из деревянного бруса зафиксирован к арке через металлические соединения. Перила зафиксированы на металлической раме и соединены с противоположными перилами металлической полосой, создавая пространственную ферму

Мост связывает невысокие берега реки Каменки, плотно застроенные жилыми зданиями и памятниками культурного наследия, поэтому вход и выход с моста находится на одном уровне с набережными. Однопролетная схема моста выбрана с целью избежать какого-либо взаимодействия конструкций моста с водой. Для пропуска речного транспорта главная балка моста имеет вертикальное искривление профиля, чтобы обеспечить судоходных габарит в середине реки. Не смотря на внешнюю схожесть с аркой, высота искривления невелика, поэтому правильнее классифицировать данный мост как балочный, в основном работающий на изгиб. С целью минимизировать высоту балки и обеспечить пространственную жесткость моста предполагается ее жесткая заделка в береговые бетонные устои с помощью жестких металлических узлов крепления.
В плане мост не перпендикулярен руслу реки, для более логичной увязки с основными пешеходными маршрутами, а также для образования визуальной связи между архитектурными доминантами. Вместе с тем это решение позволяет сохранить старый мост на время строительства нового, но при этом предполагает небольшое увеличение пролета моста. Увеличение пролета моста также уменьшает уклоны подъема и спуска, что позволит сделать мост доступным для маломобильных групп граждан.
Мост, соединяющий Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри, был запечатлен в фильме А. Тарковского «Андрей Рублев», отчего и получил свое название по фамилии режиссера. Сегодня мост больше не существует, потому его местоположение оставалось открытым вопросом в начале нашего полевого исследования.


Мост, соединяющий Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри, был запечатлен в фильме А. Тарковского «Андрей Рублев», отчего и получил свое название по фамилии режиссера. Сегодня мост больше не существует, потому его местоположение оставалось открытым вопросом в начале нашего полевого исследования.


В первую очередь мы заметили актуальность маршрута вдоль берега реки Каменки, который мог бы соединить ряд знаковых объектов города: Александровский монастырь, музей Гастева, Ларец, смотровые площадки. При этом достаточно четко вырисовывалась линия маршрута от здания ГТК до улицы Ленина — двух крупных точек притяжения.


Решением стала диаграмма треугольника. Треугольник деконструируется до 3 отрезков, которые преобразовываются в будущую композицию моста. Первый отрезок соединяет две стороны оврага. Второй отрезок является переправой через реку Каменка.
Переходя из двумерного в трехмерное пространство, боковые отрезки приобретают функцию вертикальных связующих. Образно, вся композиция напоминает 3 балки, изящно скрепленные между собой. Эти глухие протяженные объемы – обращение к образу стен монастырей. Балки направлены на основные доминанты – башни монастырей. Объект не вторгается в пространство исторических доминант, но при этом не теряется на общем фоне ансамбля. Сам мост продолжает ось оврага, в прошлом активно использовавшегося как спуск к воде.


Каждый из трех элементов спроектированного моста имеет в своей основе металлическую конструкцию из ферм. Сцепление верхней и центральной частей между собой происходит за счет удлиненных металлических колонн. Крепление центральной части к нижней выполняется за счет прямого наложения конструкций друг на друга и перевязки. Для облицовки предполагается использование фанерных листов из лиственницы, подчеркивающих массивность форм и подверженных эффектному старению.




Сооружение решает две маршрутных задачи – пресечение оврага в верхнем уровне и пересечение реки в нижнем. Фактически, это система двух мостов, в которой мост через овраг одновременно служит опорной для моста через реку. Конструкция верхнего моста представляет собой однопролетную металлическую ферму с шарнирным опиранием на устои, расположенными на склонах оврага. Прохожая часть устроена по верхнему поясу фермы. Поперечные балки верхнего пояса имеют консоли, на которых располагается сквозная прохожая часть. В середине моста через овраг обеспечен спуск на второй мост через реку. Мост через реку жестко крепится к мосту через овраг металлическими вертикальными связями, а на другом берегу реки опирается на железобетонный устой, одновременно выполняющий функцию лестницы для подъема на мост со стороны низкого берега.
Мост через реку конструктивно представляет собой ферму с открытыми верхними поясами. Прохожая часть устроена по нижнему поясу. Возможен также вариант двух коробчатых балок с устройством прохожей части между ними. При детальном расчете и подборе сечений несущих элементов моста через реку необходимо обеспечить пространственную жесткость балки с открытыми верхними поясом, что вероятно, может привести не некоторому перерасходу материала. Вместе с тем, такая конструкция балки позволит обеспечить прекрасную обзорность этого моста. Все деревянные (фанерные) элементы фасадов моста имеют исключительно декоративную функцию и не участвуют в работе конструкции. К недостаткам конфигурации моста можно отнести сложность доступа маломобильных граждан к мосту через реку. Для этого необходимо обеспечение специальных подъемных устройств.



Made on
Tilda